Архитектура и интерьеры Эрмитажа интересны не меньше, чем произведения искусства, размещенные в этих залах. Во время правления Николая I было принято решение о создании Малого тронного зала. Зал посвятили памяти Петра Великого, основателя Петербурга. Проект был выполнен в духе позднего классицизма французским архитектором Огюстом Монферраном в 1833 году. Помещение использовали для организации небольших приемов, также царствующее семейство принимало в нем официальные рождественские поздравления и подарки.
Небольшая по площади комната была прекрасно оформлена. В отделке интерьера часто встречаются вензель первого российского императора (две латинские буквы «Р»), двуглавые орлы и короны. Зал украшают шитые серебром и золотыми нитями панно из алого лионского бархата. Особое внимание уделяется трону, размещенному в нише, обрамленной аркой из белого мрамора и колоннами из полудрагоценной яшмы. Трон работы английского мастера Николя Клаузена находится на небольшом возвышении и изготовлен из мореного дуба, подлокотники украшены головами орлов, а ножки – орлиными лапами. Все детали оправлены в позолоченное чеканное серебро, спинку трона венчает корона. Над троном висит портрет Петра I с богиней мудрости Минервой, написанный итальянским художником Якопо Амигони.
Николай I требовал выполнить работы в кратчайшие сроки, и по этой причине зал был оформлен в дереве, что не уберегло его от страшного пожара в Зимнем дворце в декабре 1837 года. Петровский зал был восстановлен архитектором В.П. Стасовым в точном соответствии с идеями Монферрана.
Настоящим украшением является золотистое частичное фольгирование, так точно и грамотно подчеркивающее красоту интерьеров музейного комплекса.